Архив новостей пресс-центра УВД Сочи
за 2009 - 2016 год
6 апреля 2010

Об использовании «ксеноновых» фар

 
17 марта 2010 года Департамент ОБДД МВД России распространил информацию  «О дополнительных разъяснениях по вопросу об использовании "ксеноновых" фар...»
Разработка и производство фар транспортных средств осуществляется под конкретный источник света, предназначенный к использованию в фарах транспортных средств, в соответствии с требованиями международных правил - Правил ЕЭК ООН. Согласно этим Правилам, каждая фара должна иметь маркировку, где указывается категория источника света, с которым необходимо осуществлять эксплуатацию фары на транспортном средстве. При этом замена категории используемого источника света категорически запрещена. В отношении возможности установки газоразрядных ламп в фары, предназначенные для использования с галогенными лампами накаливания, необходимо отметить недопустимость таких действий, так как это противоречит упомянутым Правилам, в силу действия, по меньшей мере, трех причин, каждая из которых в свою очередь, нарушает условия обеспечения безопасности дорожного движения.
В - первых, излучение газоразрядных ламп имеет меньшую длину волны 470 нм вместо 550 нм у галогенных ламп, что при одинаковой высоте шероховатости отражающей поверхности, согласно следствию из закона Релея, приводит к значительному увеличению угла рассеяния отраженного излучения. Вот почему практически все ксеноновые фары слепят. Чтобы исключить ослепление они должны иметь более высокий класс отражающей поверхности рефлектора.
Во - вторых, габариты искрового разряда газоразрядных ламп превышают габариты тела накала галогенных ламп, что так же приводит к увеличению углов рассеяния как в горизонтальной,   так и в   вертикальной плоскости, а следовательно - к ослеплению водителей.
В-третьих, использование фар с газоразрядными источниками света, согласно требованиям Правил № 48 ЕЭК ООН, требует наличия в системе освещения автоматического корректора положения светового пучка в зависимости от загрузки и профиля дорожного полотна и наличия стеклоомывателя фары, а при использовании галогенных ламп выполнение этих требований необязательно. Очевидно в этом случае, что установив вместо галогенной лампы газоразрядную, условия безопасности дорожного движения будут нарушены.                               
В настоящее время источники света разрабатываются и выпускаются согласно Правилам № 37 ЕЭК ООН. При их разработке, производстве и сертификации руководствуются   исключительно      техническими характеристиками, установленными этими Правилами, а не объектом использования. Как правило, применяемость определяется патроном, который в свою очередь является элементом конструкции фары. При этом маркировка на фаре несет информацию о категории предписанного конструкцией фары источника света.
             Одобренных к применению образцов фар автотранспортных средств, предназначенных для использования, как с газоразрядными, так и с галогенными источниками света не существует.
         Для транспортных средств с традиционной системой освещения отечественными и международными стандартами установлены следующие режимы освещения: дальний свет, ближний свет, противотуманное освещение.
Для транспортных средств с адаптивной системой освещения (AFS) регламентированы; дальний свет, магистральное освещение, сверхдальний свет, городской свет для малых скоростей движения, городской свет для повышенных скоростей движения, противотуманное освещение включающее режимы: дождь-мокрая дорога, сильный дождь, плотный туман.
Установка световых приборов с использованием газоразрядных ламп (ксенон) на транспортные средства с традиционной системой освещения является переоборудованием автомобиля без согласования с органами Госавтоинспекции, что недопустимо и влечет за собой административную ответственность.
 
 
Начальник отделения по исполнению административного законодательства полка ДПС ГИБДД (г. Сочи) ГУВД по Краснодарскому краю майор милиции        Бойко Геннадий Федорович