Архив новостей пресс-центра УВД Сочи
за 2009 - 2016 год
27 июля 2010

Вы стали жертвой преступления? Что делать?.. Выступление заместителя начальника УВД по г. Сочи, начальника штаба полковника милиции В.Н. Гробовенко

Как быть, если в отношении Вас совершено преступное посягательство? Ответ может быть только один – Вы обращаетесь за помощью в милицию. Какие реальные шаги должен предпринять гражданин при обращении в органы внутренних дел с сообщением о преступлении, правонарушении или иной информацией? Об алгоритме действий в экстремальной ситуации криминального характера рассказывает  заместитель начальника УВД по городу Сочи, начальник штаба полковник милиции Вячеслав Николаевич Гробовенко.

Вячеслав Николаевич, расскажите, чем регламентируется порядок приема и разрешения сообщений о преступлениях и правонарушениях?

Порядок приема и разрешения сообщений о преступлениях и правонарушениях регламентируется уголовно-процессуальным кодексом и приказом МВД России № 333 от 4.05.10 года. Этот порядок остается неизменным на всей территории Российской Федерации. Гражданам следует знать, что, независимо от того, где произошло преступление, в Москве, в Магадане, на Чукотке или в  Сочи, порядок действий потерпевшего всегда остается одинаковым.

Итак, если гражданин стал жертвой преступления, например – его ограбили, украли вещи, избили… Что нужно делать?

В  расследовании преступления или происшествия не бывает мелочей – чем больше объем информации, предоставленной потерпевшим, тем меньше времени нужно на поиск и задержание преступника. Поэтому, постарайтесь запомнить приметы преступника, его внешность, манеру говорить, двигаться, во что он был одет, направление, куда он скрылся, если преступник уехал на транспорте – запомните марку, цвет, по возможности – государственный номерной знак, а также любую другую информацию.  Конечно, заявление «…В неизвестное время, в неизвестном месте, неизвестный мужчина, ударил кулаком по голове какого-то деда» тоже будет принято, но каков будет результат расследования, основанного на подобных фактах? Кстати, приведенная выше цитата - из реального заявления, принятого несколько лет назад в одной из дежурных частей Сочи.

Стоит ли обращаться в милицию, если преступление произошло несколько дней назад?

О преступлении необходимо сообщать в милицию в любом случае, независимо от времени его совершения. Однако следует помнить и о таком нюансе, как своевременность подачи информации - чем быстрее потерпевший обратиться в органы внутренних дел с сообщением о преступлении, тем больше вероятность раскрытия преступления «по горячим следам». Если Вы заинтересованы в скорейшей поимке преступника – не медлите, а сразу сообщите о случившемся по телефону 02 или ближайшему к Вам сотруднику милиции.

Давайте рассмотрим гипотетическую ситуацию. Например, человек ездил по своим делам в столицу. Там его обокрали, но пропажу он обнаружил спустя неделю и уже по возвращению домой, в Сочи. Куда обращаться с заявлением о краже – в московскую милицию или в сочинскую? 

Сообщения о происшествиях и преступлениях принимаются в любом органе внутренних дел, вне зависимости от места и времени совершения, а также полноты сообщаемых сведений и формы. То есть, в зависимости от Вашего желания, вы можете изложить свою информацию устно, в письменном виде, отправить по почте, с нарочным, телеграфом, факсимильной связью и любым другим способом. Если Вы решили лично прийти в милицию и передать свою информацию, имейте в виду, что устные и письменные заявления о преступлении или о явке с повинной, которые подаются непосредственно заявителями, должны быть оформлены в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации должностным лицом, наделенным полномочиями по составлению соответствующих процессуальных документов. Обычно заявителю достаточно обратиться в дежурную часть органа внутренних дел, где его и направят к тому сотруднику, в чьей компетенции находятся данные вопросы.

А если гражданин обратился не в дежурную часть, а к сотруднику милиции, например, на улице?

Сообщения о происшествиях обязаны принимать любые сотрудники милиции. Если обращение к сотруднику милиции произошло вне органов внутренних дел, а также в органах внутренних дел, где нет дежурных частей, то сообщения о происшествиях передаются в дежурную часть соответствующего органа внутренних дел по телефону или с помощью иного вида связи.

Если в милиции не принимают сообщение, например, просят «Придите завтра…», «Перезвоните позже…» или «Это случилось не на нашей территории…»  

При обращении гражданина в милицию сотрудники органов внутренних дел должны принять Ваше заявление в обязательном порядке.  Такие доводы, как в приведенном примере, по сути, являются отговорками недобросовестных сотрудников, не желающих выполнять свои служебные обязанности. Если в органах внутренних дел отказались принять заявление, то гражданин вправе обратиться с жалобой к начальнику территориального органа внутренних дел, руководству городского УВД, либо в органы прокуратуры.

Еще одна ситуация. Гражданин решил, как говориться, «свести счеты» со своим врагом и собрался сделать ложное сообщение в милицию?

Милиция занимается расследованием преступлений, и не стоит пытаться использовать органы внутренних дел в качестве орудия мщения. Если у этого «гипотетического» гражданина возникло желание сделать гадость своему врагу, то, не исключено, что после окончания расследования он сам будет привлечен к ответственности. Кстати, при подаче заявления, граждане в обязательно порядке предупреждаются об уголовной ответственности за заведомо ложный донос. В протоколе принятия устного заявления о преступлении делается соответствующая запись, которая удостоверяется подписью заявителя.

Что происходит с сообщением о преступлении или правонарушении, после того, как его приняли в милиции? 

Поступающие сообщения о происшествиях, вне зависимости от места и времени совершения происшествий, а также полноты содержащихся в них сведений и формы предоставления, круглосуточно принимаются в любом органе внутренних дел. Сообщение о происшествии может поступить в орган внутренних дел лично от заявителя, нарочным, по почте, по телефону, телеграфу, факсимильным или иным видом связи. При личном обращении гражданина в дежурную часть милиции ему в обязательном порядке выдается талон-уведомление с указанием регистрационного номера и времени приема заявления. Сообщения о происшествиях, поступившие в подразделения делопроизводства по почте или иным видом связи, регистрируются по правилам делопроизводства и направляются начальником органа внутренних дел в дежурную часть для незамедлительной регистрации. По результатам проверочных мероприятий принимается решение, о котором заявитель уведомляется письменно. Ему также разъясняется порядок обжалования в случае несогласия с принятым решением.

Вячеслав Николаевич, как должны вести себя граждане при подаче заявления?  Ваши рекомендации?

При подаче заявления желательно иметь при себе паспорт или другой документ, удостоверяющий личность.

Если при принятии заявления возникла непредвиденная задержка, не нужно скандалить, ругаться. Ведите себя спокойно, возможно причины заминки носят объективный характер.

Если Вы находитесь в стрессовом состоянии, взволнованы, у Вас внезапно ухудшилось самочувствие, обязательно сообщите об этом сотруднику милиции, который беседует с Вами.

В заключении, хотел бы обратиться к жителям и гостям нашего города: В беседах с людьми, мне очень часто говорят «Проще как говориться махнуть рукой, чем связываться с вашей милицейской бюрократией!» Поверьте, это в корне неверно! Во-первых, милиция, а особенно оперативные службы не настолько и забюрократизированы, как думают рядовые граждане. Но гораздо важнее другое - если потерпевший не обратился в милицию, не сообщил о совершенном в отношении него преступлении, то у злоумышленника появляется шанс совершить еще множество преступлений – ведь его никто не останавливает, никто не разыскивает, преступник остается безнаказанным… Мы можем только предполагать, кто станет его жертвой в следующий раз. Поэтому сообщать о преступлениях нужно, а милиция приложит все силы, чтобы преступник был задержан и понес заслуженное наказание!