Новости Сочи
17 декабря 2009

тезисы к выступлению первого заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации генерал-полковника милиции М. И. Суходольского перед СМИ

Сегодня М.И. Суходольский посетил ряд строящихся олимпийских объектов для оценки состояния реализации мероприятий по обеспечению их охраны и безопасности, а также эффективности мер, принимаемых органами внутренних дел во взаимодействии с заинтересованными органами и учреждениями по развитию системы профилактики правонарушений, в том числе связанных с внедрением современных технических средств.
По итогам проведено оперативное совещания с участием ответственных руководителей МВД России, ГК «Олимпстрой», АНО «Оргкомитет «Сочи - 2014», администрации, ГУВД, УФСБ и прокуратуры Краснодарского края, мэрии г. Сочи, а также частных охранных предприятий, привлеченных к обеспечению безопасности объектов олимпийского строительства.
Накануне прошли ознакомление с организацией охраны и безопасности «Аэровокзального комплекса, международного аэропорта «Сочи», посещение здания ОВД по Хостинскому району г. Сочи, где, в частности, была изучена работа по внедрению в повседневную деятельность сочинской милиции многофункциональных систем позиционирования и удаленного доступа к ведомственным базам данных «Омега»и «Валдай».
На сегодня, в рамках эксперимента 12 автомашин УАЗ «Хантер» патрульно-постовой службы оборудованы сертифицированной системой удаленного доступа к информационным базам данных «Валдай», и на 10 автомашинах «Форд Фокус» мобильных взводов ППСМ УВД по г. Сочи проводится опытная эксплуатация системы «Омега», совмещающей в себе навигационно-мониторинговые функции и удаленный доступ к информационным базам данных органов внутренних дел.
Предварительные итоги работы органов внутренних дел в текущем году по организации охраны и безопасности объектов олимпийского строительства, а также реализации мероприятий по охране общественного порядка и безопасности в период подготовки и проведения Олимпиады 2014 в г. Сочи, позволяют выделить некоторые направления деятельности.
Так, увеличилось на 14,4% количество выявленных преступлений, связанных с незаконным оборотом огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Раскрыт ряд резонансных преступлений, совершенных в 2008-2009 годах, связанных с серией криминальных взрывов в г. Сочи, в которых погибли и пострадали более 20 человек.
Справочно: взрывы 04.04.2008 в сквере на ул. Победы, 07.04.2008 у кинотеатра «Восход», 11.06.2008 на ул. Победы, 07.08.2008 на пляже в поселке Лоо, 30.07.2008 на ул. Садовой, 11.11.2008 на ул. Б. Хмельницкого, 20.02.2009 в бытовке по ул. Иванова Поляна.
Особое внимание уделяется антитеррористическим мерам, направленным на исключение фактов проникновения на территорию Краснодарского края лиц, причастных к незаконным вооруженным формированиям, террористическим и экстремистским группам, пресечение незаконного ввоза оружия, взрывчатых веществ и взрывных устройств.
Активизирована работа по противодействию преступлениям экстремистской направленности.
Проводятся мероприятия по обеспечению комфортабельных условий службы личного состава УВД по г. Сочи и повышению качественного уровня организации работы сочинской милиции.
В рамках повышения уровня профессиональной подготовки сотрудников, участвующих в мероприятиях по обеспечению общественной безопасности и общественного порядка при подготовке и проведении Игр, приказами МВД России предусмотрен комплекс мер по разработке программ профессионального обучения, методических рекомендаций и памяток сотрудникам милиции, проведению соответствующих учебных сборов.
В рамках реализации мер государственного контроля и мониторинга за деятельностью негосударственных структур безопасности, осуществляющих охрану строящихся олимпийских объектов, проводятся регулярные проверки деятельности охранных структур во взаимодействии с «ГК Олимпстрой» и иными заинтересованными органами.
Определенные результаты достигнуты и в борьбе с правонарушениями экономической направленности.
Хотел бы также сказать несколько слов о результатах работы органов внутренних дел в целом, и, в частности, затронуть вопросы оптимизации работы МВД России направленные на повышение эффективности деятельности милиции.
За 11 месяцев этого года на территории Российской Федерации было зарегистрировано порядка 2 млн 775 тыс. преступлений, что на 6,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.
Рост регистрируемой преступности отмечен в 15 субъектах Российской Федерации (максимальный – в республиках Северная Осетия-Алания (+5,4%), Ингушетия (+4,4%), Камчатском крае (+5,8%), Белгородской (+5,1%) и Калининградской (+3,5%) областях, Ненецком автономном округе (+6,3%).
На 5,8% сократился массив тяжких и особо тяжких посягательств (744,5 тыс.). Удельный вес тяжких и особо тяжких преступлений от общего числа зарегистрированных составил 26,8% (АППГ – 26,7%).
Сократилось количество таких тяжких преступлений как убийство и покушение на убийство (16,3 тыс.; -11,1%), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (39,8 тыс.; -4,5%), изнасилование (4,9 тыс.; -14,3%).
Вместе с тем, мы вынуждены констатировать прирост преступлений террористической направленности. За указанный период зарегистрировано 611 преступлений террористического характера (+2,2%), в том числе 16 террористических актов (+6,0%).
Зафиксировано 585 случаев похищения людей (-9,6%), 477 преступлений экстремистской направленности (+13,3%).
Выявлено 31,9 тыс. преступных деяний, связанных с незаконным оборотом оружия (+7,9%). С применением огнестрельного оружия совершено 4 тыс. (-1,0%) преступлений, снижение разбойных нападений (27,4 тыс.; -13,7%), грабежей (188,5 тыс.; -14,9%), фактов мошенничества (176,8 тыс.; -2,3%) и вымогательства (7,8 тыс.; -14,5%).
На долю хищений чужого имущества, совершённых путем кражи, приходится почти 40% от всех выявленных преступных деяний. Их зарегистрировано чуть более миллиона (1 млн 90 тыс., -10,7%), в том числе 140,6 тыс. или каждая седьмая – из квартир граждан (-11,8%).
Принимаемые МВД России меры по охране общественного порядка позволили снизить количество преступлений, совершённых в общественных местах, в том числе на улицах. Количество преступлений этой категории уменьшилось на 4,4% (553,3 тыс.) и 5,4% (331,3 тыс.) соответственно. Число регистрируемых на улицах, в парках, скверах грабежей снизилось на 17,8%, разбойных нападений – на 21,8%. На 13,4% меньше зарегистрировано убийств, на 12,1% – фактов умышленного причинения тяжкого вреда здоровью, на 9,2% – изнасилований.
Сокращение уличной преступности наблюдается на территории всех федеральных округов, кроме Сибирского (+1,3%). Этот процесс отмечается в целом в шестидесяти (60) субъектах Российской Федерации.
На улицах городов и других населённых пунктов совершено 97,8 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений (-13,8%).
Из общего числа лиц, выявленных за совершение преступлений (1 млн 125,5 тыс.; -2,7%), более 64% не имели постоянного источника доходов (723,5 тыс.; +3,2%), каждый четырнадцатый из них являлся безработным (51 тыс.; -18,0%).
Справочно: Наиболее высокий удельный вес (свыше 74%) лиц, совершивших преступления, не имевших постоянного источника дохода, зафиксирован в республиках Ингушетия, Северная Осетия-Алания, Адыгея и Тыва, Краснодарском крае, Астраханской и Смоленской областях.
Отмечается рост числа выявленных лиц, прежде уже вступавших в конфликт с законом (358,6 тыс.; +3,6%), в их числе 12,8 тыс. – совершивших преступления, признанные опасным или особо опасным рецидивом (+6,3%). Это свидетельствует о необходимости усиления работы всех заинтересованных органов власти, как по линии профилактики правонарушений, так и ресоциализации отдельных категорий граждан.
Почти каждое третье (32,0%) раскрытое преступление совершено лицами, ранее нарушавшими закон (490,2 тыс.; +2,3%), в том числе 380,4 тыс. – ранее судимыми (-0,6%).
Вместе с тем, возрожденная государственная система профилактики правонарушений уже дает позитивные результаты по отдельным направлениям. Так, на 7,5% снизилось число преступлений, совершённых под воздействием спиртных напитков.
На 18,6% сократилось количество преступлений совершенных несовершеннолетними и при их участии (86 тыс.)
Снижение правонарушений, совершённых подростками, зафиксировано на территории всех федеральных округов, а также 76 субъектов Российской Федерации. В каждом втором регионе сокращение превысило 20%.
К сожалению, подтверждаются прогнозы относительно роста количества преступлений совершенных иностранными гражданами.
В указанный период количество преступлений, совершённых иностранцами выросло на 8,6% по сравнению с АППГ. Таких преступлений зарегистрировано 54,4 тыс., почти 92% из них приходится на долю граждан государств-участников СНГ.
МВД России будет продолжать наращивать усилия для снижения криминогенной обстановки в стране, в том числе за счет оптимизации своей работы.
В текущем году велась работа по ряду достаточно знаковых моментов в деятельности органов внутренних дел.
В настоящее время находится на доработке проект приказа МВД России касающийся вопросов оценки деятельности органов внутренних дел. Одной из основных целей документа является сбалансированный подход, позволяющий уйти от валовых показателей или так называемой «палочной системы», как не дающих объективной картины результатов работы.
Во-первых, существенно сокращено количество оцениваемых критериев по курируемым подразделениям в сравнении с действующим приказом МВД России № 650-2005 г. Так, для подразделений милиции общественной безопасности, общее количество их уменьшено со 128 до 83, в том числе для участковых уполномоченных с 20 до 9, подразделений по делам несовершеннолетних - с 20 до 14, подразделений по борьбе с преступлениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства - с 28 до 9.
Во вторых, упор здесь сделан на качестве профилактической работы, которое оценивается через призму состояния оперативной обстановки на территории обслуживания. В частности, оценка участковых уполномоченных милиции находится в прямой зависимости от состояния «бытовой преступности» в расчете на численность населения.
Третьей особенностью является перенос внимания на качество оформления и подготовки материалов, как по уголовным, так и по административным правонарушениям. Отрицательный результат будет связан с увеличением количества прекращенных или отмененных вышестоящими инстанциями, в первую очередь, судами, постановлений.
Четвертый аспект – оперативность реагирования на сигналы о происшествиях, который учитывает своевременность пресечения или раскрытия преступлений по горячим следам.
Пятое – близость подразделений МОБ к населению. В особой мере это затрагивает показатели участковых уполномоченных, патрульно-постовой службы и инспекторов по делам несовершеннолетних.
Справочно: Новые критерии открыто обсуждены в начале декабря 2009 года на оперативном совещании в режиме видеоконференции с участием руководителей территориальных органов МВД России. При доработке максимально учтены их предложения.
Говоря же об организации служебной деятельности участковых уполномоченных милиции, должен подчеркнуть, что Министерством в этом году разработан проект приказа об организации деятельности участковых уполномоченных милиции, который отменит существующую Инструкцию и утвердит новое Наставление.
В отличие от Инструкции, в Наставлении из обязанностей участкового уполномоченного исключены ряд избыточных функций, дублирующих положения других нормативных правовых актов, а также пограничные функции специализированных подразделений органов внутренних дел.
Кроме того, подготовленный документ содержит понятийный аппарат, четко определенные задачи и функции участковых уполномоченных, с введением положений об общей и индивидуальной профилактики правонарушений
Определив участкового уполномоченного ключевым звеном профилактики, в Наставлении прописан алгоритм его действий в рамках этой деятельности, где особое внимание уделено вопросам их работы с обращениями граждан, проведения отчета перед населением.
Существенные коррективы внесены также в регламентацию деятельности участковых уполномоченных, обслуживающих административные участки в сельском поселении, (ЗАТО), военных городках, режимных объектах, образовательных учреждениях высшего профессионального образования, с учетом особенностей службы на данных участках и направлениях.
В уходящем году Министерством была проделана масштабная работа по изменению системы профессиональной подготовки.
С 2009 года активно внедряются блочно-модульные технологии обучения личного состава.
Кроме того, в плановом порядке проводятся занятия по повышению квалификации сотрудников органов внутренних дел с использованием системы дистанционных образовательных технологий.
В рамках комплексного реформирования ведомственной образовательной системы в текущем году завершена реорганизация средних специальных школ милиции в филиалы и факультеты вузов. Ликвидировано 27 филиалов образовательных учреждений, не располагающих необходимой учебно-материальной базой и достаточным научно-педагогическим потенциалом. В то же время, на базе ряда из них создано шесть суворовских училищ, три из которых в 2009 году (Чита, Елабуга, Астрахань).
Продолжена работа по созданию базовых вузов, координирующих профильную подготовку в ведомственной системе образования. В рамках специальности «Правоохранительная деятельность» в 2009 году Краснодарским университетом осуществлен набор курсантов для обучения по специализации «оперативно-разыскная деятельность» с профилем подготовки – командиры ОМОН.
Вопросы профподготовки, качественной составляющей сотрудников органов внутренних дел, находятся под пристальным вниманием руководства МВД России, что также обусловлено и участившимися упоминаниями о чрезвычайных происшествиях, связанных с личным составом милиции.
В целом, принимаемые руководством МВД России меры, позволят в дальнейшем изменить качественную составляющую профессиональной подготовки наших сотрудников, впредь избегать нелицеприятных, а зачастую просто позорных фактов, где фигурируют отдельные сотрудники милиции.
Все факты совершения любых противоправных действий и впредь будут самым тщательным образом изучаться, с определением меры ответственности за них должностных лиц всех уровней.
Как и прежде, МВД России не намерено скрывать возникающие недостатки, объективно предоставляя информацию для общественности.
В то же время сохраняется приверженность взвешенным решениям, не прибегая к скоропалительным выводам.
И впредь будет обеспечена объективная проверка всех обстоятельств происшествий, цель которой не только привлечь виновных к ответственности, не и устранить причины и условия, способствующие совершению противоправных действий.
В отношении же тех сотрудников, которые необоснованно попадают «под огонь» критики, а тем более в отношении которых распространяются откровенно клеветнические материалы, будут всеми доступными процессуальными методами отстаиваться их честь и достоинство.